Я ценен, потому что я есть.
Своя ценность является такой же экзистенциальной данностью как наличие смерти, сексуальности, одиночества и свободы. Её не нужно достигать, завоевывать или доказывать. Она просто есть.
Куда же она тогда девается?
На самом деле, никуда. Тут вопрос лучше поставить так: "Когда я отказался от своей ценности?"
Чтобы справиться с сильной травмой, человеку необходимо измениться. То есть приходится с чем-то согласиться, от чего-то отказаться, как бы "расширить" свою картину мира и встроить туда новые переменные.
Такие изменения даются непросто и сопровождаются интенсивными переживаниями (в частности, чувством боли). Порой просто не хватает ресурсов справиться с ними.
Например, в мире ребенка родители - совершенные существа. И, когда он вдруг видит их слабыми, причиняющими боль, ошибающимися (на самом деле просто обычными людьми), ему трудно с этим согласится. Его мир еще не может вписать в себя такие факты. Тогда ему проще отказаться от себя. Он говорит себе: это я виноват, это со мной что-то не так, а родители тут не при чём.
Когда я не чувствую своей ценности, я всё время пытаюсь это компенсировать какими-то достижениями, статусом, материальными благами, семьей, детьми и т.д. Еще и все вокруг кажутся такими ценными и успешными. Появляется презрение, зависть, агрессия. Все силы начинают уходить на попытку утолить этот "голод ценности".
Чтобы вернуть себе свою ценность (которая на самом деле все это время была внутри), нужно найти тот самый первый раз, когда я отказался быть ценным. Тогда мне не хватило сил и ресурсов, но сейчас есть шанс пережить этот конфликт.
В решении таких вопросов помогает практика осознанности и регрессия.